География, 10 класс
Венера Васильевна Васильева,
МОУ «Атлашевская СОШ»
Чебоксарского района
Тема: «Южно-Африканская Республика»
Цель урока: ознакомление с ЮАР
Образовательные задачи:
- обеспечить усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе.
Воспитательные задачи:
- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, толерантность.
- для решения задач эстетического воспитания использовать компьютерные слайды с видами достопримечательностей ЮАР;
- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку;
- формирование экологической культуры на примере сохранения дикой природы в заповедниках ЮАР;
Задачи развития обучающихся:
-
в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале составить характеристику ЭГП страны и сделать выводы;
- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока возможности для группового вида деятельности;
- обеспечить в ходе урока развитие речи обучающихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи обучающихся в ходе решения образовательных задач;
- формировать у обучающихся умения осуществлять основные мыслительные операции;
- развивать воображение, память, внимание обучающихся;
- развивать у обучающихся ориентирование в пространстве и времени.
Мотивационное обеспечение урока:
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через: а) работу в зоне ближайшего развития;
б) создание ситуации успеха;
в) обеспечение психического и физического здоровья обучающихся на уроке, гигиены труда;
- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т. д.)
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Оформление и оборудование кабинета:
-
Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный учебник «География, 6-10», слайд-шоу «Южно-Африканская Республика», подготовленное обучающимися 9 Б класса МОУ «Атлашевская СОШ» Чебоксарского района под руководством учителя.
-
Физическая и экономическая карты Африки.
-
Выставка литературы по данной теме.
-
Изречения «Земля – мать богатства, труд – его отец» (Африканская пословица)
ПЛАН УРОКА
-
Характеристика ЭГП ЮАР.
-
Визитная карточка страны.
-
Население ЮАР.
-
Хозяйство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Дятлева Г.В. Чудеса природы. М., «Терра», 2003
-
Краткий политический словарь. М., «Политическая литература», 1987
-
Что такое? Кто такой? В 3 т. М., «Педагогика-Пресс», 1995
-
Энциклопедия географии в 3 т. М., «Мир книги», 2004
Журналы:
-
«National Geographic»
-
«Эхо планеты»
-
«Вокруг света»
-
«Древо познания»
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Вступительная часть |
Объявление темы и цели |
Выполняют упражнение-энергизатор |
Основная часть |
Побуждение обучающихся к анализу проблем, оказание помощи при необходимости актуализировать необходимые знания. |
Работа с контурными картами, с таблицами. Работа в группах, выступления с отчётами |
Заключительная часть |
Краткое резюме выступлений. Подведение итогов. Рефлексионная оценка деятельности. |
Формулировка вывода. Запись домашнего задания, выставление оценок в дневники. Рефлексия. |
Подготовительная работа
На уроке предполагается работа в группах. Деление на группы проводится до урока. Учитель раздаёт детям карточки, на которых изображены клоуны в кепках разного цвета.
ХОД УРОКА
-
Оргмомент
Вступительное слово учителя - представление.
Энергизатор «Комплимент»
- Сегодня мы продолжим изучение Африки. Что вы знаете об Африке?
(Фрагмент №1 мультимедийного учебника)
- Какие страны, расположенные на материке вы знаете?
(Фрагмент №2 мультимедийного учебника)
И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.
С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.
Запишем в тетрадях тему урока «Южно-Африканская Республика».
-
Основная часть урока
- На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР. Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопо", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова. Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.
Итак, обо всём по порядку.
Работаем по следующему плану:
-
ЭГП ЮАР
-
«Визитная карточка» страны
-
Население
-
Хозяйство.
1. ЭГП страны характеризуют по следующему плану:
1). Местоположение страны по отношению к частям света.
(Работа у доски по карте и контурным картам)
2). Экономическая и политическая характеристика границ
(Работа у доски по карте, отмечают в контурных картах страны-соседи, показ слайда)
3). Положение относительно транзитных путей.
(Мыс Игольный – граница двух океанов, мыс Доброй Надежды – показ слайдов на компьютере).
-
Можно подумать, что находишься где-то на краю земли. Отчасти так оно и есть: здесь заканчивается Африканский континент, и чуть поодаль сходятся два океана, Атлантический и Индийский, причем глаз легко различает границу — бирюзовые, веселые волны Индийского никак не желают смешиваться с серо-стальными, хмурыми бурунами Атлантики.
-
Но диким уголком это место никак не назовешь. Неподалёку находится мыс Доброй Надежды, где основан город Кейптаун в 1652 г. Именно там и тогда высадился его основатель, агент голландской Ост-Индской компании Ян фон Рибек с сотней соратников, чтобы создать стоянку для судов компании на полдороге в вожделенную Индию, манившую пряностями.
Сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.
Дадим общую оценку экономико-географическому положению Южно-Африканской Республики – удобное или неудобное. (Ответ обучающихся). - Кто думает по-другому?
Запишем в тетрадях вывод.
-
«Визитная карточка» страны.
1). Основные сведения о стране.
2). Форма государства.
3). Государственная символика.
-
Для составления «визитной карточки» нам с вами сейчас нужно заполнить таблицу, которая есть у вас на партах.
-
Название страны,
столица
Площадь страны
Форма правления
Форма
террит-ого
устройства
Числ-сть нас.
Тип восприозв.
Валюта
Словарная работа - апартеид (вывешивается на доске, определение читают дети на стр. 254).
Проверка таблицы.
Названия столиц вывесить на доску, записать, показать слайды с видами городов Претория (на слайде – Претория весной, покрыта розово-фиолетовым туманом цветущей джакаранды), Кейптаун, Йоханнесбург.
Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Табо Мбеки (показать слайд)
Тип воспроизводства населения – II
Валюта - ранд (показать слайд).
Проблемный вопрос – Как вы думаете, почему на денежных знаках страны изображены звери?
Государственная символика:
Флаг
Герб
Гимн (показать слайды)
Голос
Южной Африки
Из родного неба сини,
из глубин родных морей,
Между вечных, эхо звучных горных кряжей и цепей,
Южной Африки любимой голос шепчет что-то нам.
Хором ей ответим: «Волю ты свою нам изреки —
Жизнью жертвовать и жить — для Южной Африки».
Брось нам клич — мы отзовемся и придем издалека:
За тебя чтоб жить иль сгинуть, Южная Африка.
Боже правый! С крепкой верой нам отцы велели жить.
Дай же нам, Всевышний, силы, чтоб, держась, врага разить,
Как Тебе отцы молились — научи тому и нас,
Чтоб заботами твоими наша нация спаслась.
3. А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.
Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.
Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)
Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".
Вернёмся на свою родину, в нашу Чувашскую Республику. Ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители очень многих национальностей. Только в нашей Атлашевской школе обучаются дети – представители 12 наций! А в вашей школе как обстоят дела, не интересовались?
4.Хозяйство страны.
Работать будем по группам. 1 группа будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал, 2 группа – об агроклиматических ресурсах, 3 группа – о животном мире страны и его влиянии на экономику, 4 группа - о промышленности, 5 группа - о сельском хозяйстве, 6 группа – о транспорте.
(Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)
Перед выступлениями - физкультпауза.
-
Как мы вместе убедились, несмотря на то, что страна занимает лишь 4% всего Африканского континента, она самая развитая из всех африканских стран.
-
Обратите внимание на стенд (показать), на котором представлены самые последние данные в графическом виде по добыче полезных ископаемых на планете. Я попрошу (Ф. И.) подойти, изучить и сделать выводы. Причём, горнодобывающие оборудование и технологии ЮАР на сегодня одни из лучших в мире. В это внёс свой вклад наш воронежский инженер Деркачёв. Его разработка по добыче золота, к сожалению, не была востребована у нас, в России, а зарубежные золотодобытчики предложили ему выгодные контракты. Теперь Деркачёв работает в ЮАР, благодаря его изобретению до 96 % золота извлекается из руды – это фантастическая цифра! Об этом вы тоже можете подробнее узнать из материалов на стенде.
Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле, и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной радуги", причём они очень бережно относятся к природе. Что вы можете сказать по этому поводу?
Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.
На следующем уроке по плану у вас будет зачётная работа по Африке.
4. Заключительный этап урока.
-
Вернёмся к нашему плану. Сегодня мы должны были ознакомиться с ЮАР. А именно, во-первых, рассмотрели ЭГП страны и выяснили, удобное оно или неудобное. (Ещё раз вывод делают обучающиеся). Во-вторых, составили «визитную карточку» страны, заполнили таблицу, которую вы оставите себе, будете продолжать на следующих уроках. В-третьих, узнали об особенностях населения страны. В-четвёртых, рассмотрели основные отрасли хозяйства.
Итак, ЮАР – одна из развитых стран мира, смогла добиться этого, возможно, следуя африканской пословице «Земля – мать богатства, труд – его отец». (показать слайд)
- Как вы понимаете эту пословицу? (выступления обучающихся)
Давайте запишем в своих тетрадях эту пословицу.
Выставление оценок, запись домашнего задания: Упражнение по учебнику на стр. 257, задание 9.
Оценка урока детьми:
В конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы взяли карточки с клоунами. Нарисуйте, пожалуйста, клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. Сдайте клоунов учителю.
( Резерв – творческое задание:
- Напоследок я раздам вам таинственную карту. Попробуйте догадаться, где происходит действие, обратив внимание на названия объектов. Карта эта из романа «Копи царя Соломона»)
Спасибо. До новых встреч!
Флеш-версия презентации к уроку: