Вторник, 19.03.2024, 17:04Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Поиск по сайту

Архив новостей

Новости

Президент России

Внимание

Осталось...

Сегодня

Информер праздники сегодня

Конкурс уроков

Конкурс сайтов

Итоги рейтинга

Учителям

Учительский портал

ОБЖ школьника

http://www.spas-extreme.ru/, Журнал «Здоровье Школьника»

Наш УМК

http://русское-слово.рф/

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЮАР (урок, 10 кл.)

 

География, 10 класс

Венера Васильевна Васильева,

МОУ «Атлашевская СОШ»

Чебоксарского района

Тема: «Южно-Африканская Республика»

Цель урока: ознакомление с ЮАР

Образовательные задачи:

- обеспечить усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе.

Воспитательные задачи:

- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, толерантность.

- для решения задач эстетического воспитания использовать компьютерные слайды с видами достопримечательностей ЮАР;

- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку;

- формирование экологической культуры на примере сохранения дикой природы в заповедниках ЮАР;

Задачи развития обучающихся:

  • в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале составить характеристику ЭГП страны и сделать выводы;

- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока возможности для группового вида деятельности;

- обеспечить в ходе урока развитие речи обучающихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи обучающихся в ходе решения образовательных задач;

- формировать у обучающихся умения осуществлять основные мыслительные операции;

- развивать воображение, память, внимание обучающихся;

- развивать у обучающихся ориентирование в пространстве и времени.

Мотивационное обеспечение урока:

- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через: а) работу в зоне ближайшего развития;

б) создание ситуации успеха;

в) обеспечение психического и физического здоровья обучающихся на уроке, гигиены труда;

- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т. д.)

- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Оформление и оборудование кабинета:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный учебник «География, 6-10», слайд-шоу «Южно-Африканская Республика», подготовленное обучающимися 9 Б класса МОУ «Атлашевская СОШ» Чебоксарского района под руководством учителя.

  2. Физическая и экономическая карты Африки.

  3. Выставка литературы по данной теме.

  4. Изречения «Земля – мать богатства, труд – его отец» (Африканская пословица)

ПЛАН УРОКА

  1. Характеристика ЭГП ЮАР.

  2. Визитная карточка страны.

  3. Население ЮАР.

  4. Хозяйство.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дятлева Г.В. Чудеса природы. М., «Терра», 2003

  2. Краткий политический словарь. М., «Политическая литература», 1987

  3. Что такое? Кто такой? В 3 т. М., «Педагогика-Пресс», 1995

  4. Энциклопедия географии в 3 т. М., «Мир книги», 2004

Журналы:

  1. «National Geographic»

  2. «Эхо планеты»

  3. «Вокруг света»

  4. «Древо познания»

Тип урока: комбинированный.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вступительная часть

Объявление темы и цели

Выполняют упражнение-энергизатор

Основная часть

Побуждение обучающихся к анализу проблем, оказание помощи при необходимости актуализировать необходимые знания.

Работа с контурными картами, с таблицами. Работа в группах, выступления с отчётами

Заключительная часть

Краткое резюме выступлений. Подведение итогов. Рефлексионная оценка деятельности.

Формулировка вывода. Запись домашнего задания, выставление оценок в дневники. Рефлексия.

Подготовительная работа

На уроке предполагается работа в группах. Деление на группы проводится до урока. Учитель раздаёт детям карточки, на которых изображены клоуны в кепках разного цвета.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

Вступительное слово учителя - представление.

Энергизатор «Комплимент»

- Сегодня мы продолжим изучение Африки. Что вы знаете об Африке?

(Фрагмент №1 мультимедийного учебника)

- Какие страны, расположенные на материке вы знаете?

(Фрагмент №2 мультимедийного учебника)

И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.

С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.

Запишем в тетрадях тему урока «Южно-Африканская Республика».

  1. Основная часть урока

- На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР. Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопо", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова. Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.

Итак, обо всём по порядку.

Работаем по следующему плану:

  1. ЭГП ЮАР

  2. «Визитная карточка» страны

  3. Население

  4. Хозяйство.

1. ЭГП страны характеризуют по следующему плану:

1). Местоположение страны по отношению к частям света.

(Работа у доски по карте и контурным картам)

2). Экономическая и политическая характеристика границ

(Работа у доски по карте, отмечают в контурных картах страны-соседи, показ слайда)

3). Положение относительно транзитных путей.

(Мыс Игольный – граница двух океанов, мыс Доброй Надежды – показ слайдов на компьютере).

  • Можно подумать, что находишься где-то на краю земли. Отчасти так оно и есть: здесь заканчивается Африканский континент, и чуть поодаль сходятся два океана, Атлантический и Индийский, причем глаз легко различает границу — бирюзовые, веселые волны Индийского никак не желают смешиваться с серо-стальными, хмурыми бурунами Атлантики.

  • Но диким уголком это место никак не назовешь. Неподалёку находится мыс Доброй Надежды, где основан город Кейптаун в 1652 г. Именно там и тогда высадился его основатель, агент голландской Ост-Индской компании Ян фон Рибек с сотней соратников, чтобы создать стоянку для судов компании на полдороге в вожделенную Индию, манившую пряностями.

Сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.

Дадим общую оценку экономико-географическому положению Южно-Африканской Республики – удобное или неудобное. (Ответ обучающихся). - Кто думает по-другому?

Запишем в тетрадях вывод.

  1. «Визитная карточка» страны.

1). Основные сведения о стране.

2). Форма государства.

3). Государственная символика.

  • Для составления «визитной карточки» нам с вами сейчас нужно заполнить таблицу, которая есть у вас на партах.

  • Название страны,

    столица

    Площадь страны

    Форма правления

    Форма

    террит-ого

    устройства

    Числ-сть нас.

    Тип восприозв.

    Валюта

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Словарная работа - апартеид (вывешивается на доске, определение читают дети на стр. 254).

Проверка таблицы.

Названия столиц вывесить на доску, записать, показать слайды с видами городов Претория (на слайде – Претория весной, покрыта розово-фиолетовым туманом цветущей джакаранды), Кейптаун, Йоханнесбург.

Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Табо Мбеки (показать слайд)

Тип воспроизводства населения – II

Валюта - ранд (показать слайд).

Проблемный вопрос – Как вы думаете, почему на денежных знаках страны изображены звери?

Государственная символика:

Флаг

Герб

Гимн (показать слайды)

Голос
Южной Африки 

Из родного неба сини,

из глубин родных морей, 
Между вечных, эхо звучных горных кряжей и цепей, 
Южной Африки любимой голос шепчет что-то нам. 
Хором ей ответим: «Волю ты свою нам изреки — 
Жизнью жертвовать и жить — для Южной Африки». 

Брось нам клич — мы отзовемся и придем издалека: 
За тебя чтоб жить иль сгинуть, Южная Африка. 

Боже правый! С крепкой верой нам отцы велели жить. 
Дай же нам, Всевышний, силы, чтоб, держась, врага разить, 

Как Тебе отцы молились — научи тому и нас, 
Чтоб заботами твоими наша нация спаслась.

3. А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.

Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.

Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)

Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".

Вернёмся на свою родину, в нашу Чувашскую Республику. Ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители очень многих национальностей. Только в нашей Атлашевской школе обучаются дети – представители 12 наций! А в вашей школе как обстоят дела, не интересовались?

4.Хозяйство страны.

Работать будем по группам. 1 группа будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал, 2 группа – об агроклиматических ресурсах, 3 группа – о животном мире страны и его влиянии на экономику, 4 группа - о промышленности, 5 группа - о сельском хозяйстве, 6 группа – о транспорте.

(Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)

Перед выступлениями - физкультпауза.

  • Как мы вместе убедились, несмотря на то, что страна занимает лишь 4% всего Африканского континента, она самая развитая из всех африканских стран.

  • Обратите внимание на стенд (показать), на котором представлены самые последние данные в графическом виде по добыче полезных ископаемых на планете. Я попрошу (Ф. И.) подойти, изучить и сделать выводы. Причём, горнодобывающие оборудование и технологии ЮАР на сегодня одни из лучших в мире. В это внёс свой вклад наш воронежский инженер Деркачёв. Его разработка по добыче золота, к сожалению, не была востребована у нас, в России, а зарубежные золотодобытчики предложили ему выгодные контракты. Теперь Деркачёв работает в ЮАР, благодаря его изобретению до 96 % золота извлекается из руды – это фантастическая цифра! Об этом вы тоже можете подробнее узнать из материалов на стенде.

    Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле, и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной радуги", причём они очень бережно относятся к природе. Что вы можете сказать по этому поводу?

Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.

На следующем уроке по плану у вас будет зачётная работа по Африке.

4. Заключительный этап урока.

  • Вернёмся к нашему плану. Сегодня мы должны были ознакомиться с ЮАР. А именно, во-первых, рассмотрели ЭГП страны и выяснили, удобное оно или неудобное. (Ещё раз вывод делают обучающиеся). Во-вторых, составили «визитную карточку» страны, заполнили таблицу, которую вы оставите себе, будете продолжать на следующих уроках. В-третьих, узнали об особенностях населения страны. В-четвёртых, рассмотрели основные отрасли хозяйства.

Итак, ЮАР – одна из развитых стран мира, смогла добиться этого, возможно, следуя африканской пословице «Земля – мать богатства, труд – его отец». (показать слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу? (выступления обучающихся)

Давайте запишем в своих тетрадях эту пословицу.

Выставление оценок, запись домашнего задания: Упражнение по учебнику на стр. 257, задание 9.

Оценка урока детьми:

В конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы взяли карточки с клоунами. Нарисуйте, пожалуйста, клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. Сдайте клоунов учителю.

( Резерв – творческое задание:

- Напоследок я раздам вам таинственную карту. Попробуйте догадаться, где происходит действие, обратив внимание на названия объектов. Карта эта из романа «Копи царя Соломона»)

Спасибо. До новых встреч!

Флеш-версия презентации к уроку:

 

 

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz