Сценарий открытого вводного урока по физической географии материков и океанов (7 класс) по теме "Океаны Земли", проведенного 27 февраля 2014 года на базе МАОУ "СОШ № 40" города Чебоксары в рамках VIII Республиканского методического фестиваля учителей и преподавателей географии "Лучшие уроки географии" (диплом лауреата в номинации "Лучшая презентация к уроку") представлен к участию во Всероссийском педагогическом конкурсе, организованном Центром дистанционного образования "Прояви себя" и редакцией интернет-портала pedkonkurs.ru
Сценарий
вводного урока физической географии
материков и океанов (7
класс) по теме «Океаны Земли»
Добрый день, сегодня мы с вами приступим
к изучению нового раздела физической
географии- географии океанов. Ее также
называют океанологией. Этот урок-
вводный, а потому цели и задачи урока
будут поставлены перед вами мной. Итак,
сегодня мы должны: Вспомнить:
что
такое Мировой океан и его части Узнать:
какие изменения произошли на карте
океанов в начале 21 века Научиться:
«читать»
карту океанов и находить по ней нужную
информацию Обобщить:
знания
о Мировом океане (слайд
2, блоки открываются поочередно по щелчку
мыши; на заднем фоне во время просмотра
звучит шум прибоя)
Давайте
вспомним что включает в себя понятие
«Мировой океан»? (слайд
3, по первому щелчку появляется блок
«Мировой океан». Если верного ответа
нет или он неполон, то нажать на гиперссылку
и перейти к слайду 4. Обратный переход
по гиперссылке «два полушария»)
Итак,
мы выяснили, что в состав Мирового океана
входят океаны, моря, заливы и проливы.
Давайте вспомним, что называется океаном
(второй
щелчок открывает блок «Океаны», как и
в предыдущем случае возможен переход
к слайду с пояснением и обратно; с
последующими блоками поступить
аналогично)
Самая
большая часть Мирового океана занята
океанами. Сколько же их? (переход
к слайду 9, возникает дискуссия. Для
выяснения верного ответа переходим к
слайду 10 по гиперссылке в виде
вопросительного знака).
В
наши школьные годы было четыре океана,
а вы мне сейчас называете пять... (обращение
к слайду 10).
Так
существует ли он на самом деле? Давайте
обратимся к истории вопроса
(слайд 11. При работе с ним можно перейти
по гиперссылке «в 18 веке» к слайду о
Варениусе (12) и вернуться обратно по
«полушариям». Затем можно по «полушариям»
перейти к слайду 13 с юридическим
обоснованием выделения океанов в
количестве четырех )
И
всё же, несмотря на этот юридический
момент мы с вами в наших школьных атласах
видим напечатанные слова «Южный океан».
Почему так? (переход
на слайды 14-16)
Думаю,
вы согласитесь со мной, что стоит
поставить точку в этом вопросе: мы будем
выделять с вами пять океанов. И со
следующего урока начнем подробное
изучение каждого из них. А сегодня мы с
вами сыграем в игру, которая нам позволит
вспомнить то, что уже известно по прошлым
годам обучения
(переход к слайду 17)
Как
мы будем играть? Перед вами таблица,
состоящая из строк с баллами по сложности
вопроса и столбцов по разделам знаний:
«Физико-географическое положение
океанов», «Моря», «Острова», «Растения
и животные океанов» и «Всего помаленьку»-
микс из самых разных наук, изучающих
мир океанов. Вы выбираете категорию и
балл, а потом отвечаете на появляющийся
вопрос. В случае верного ответа- балл
ваш. Оценка за урок зависит от количества
заработанных вами баллов. (По
гиперссылке вверху можно перейти к
слайду 39 с разбалловкой оценок за урок
по итогам игры, возврат обратно по
«полушариям»)
Ну
что ж, вперед к знаниям! Кто сделает
первый выбор? Право ответа на выбранный
вопрос принадлежит всем! Кто первый
поднимает руку, тот и отвечает и затем
выбирает следующий вопрос.
(далее принцип работы следующий: по
гиперссылке с баллом осуществляется
переход к слайду с вопросом, обратный
переход к таблице осуществляется по
«полушариям». В случае верного ответа
можно включить звук аплодисментов значок рупора.
Особенности слайдов с
вопросами 18-38: 18 ФГП-1 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка Второй
щелчок: появляется верный ответ
19 ФГП-5 Первые
два щелчка: появляется вопрос по
строкам Третий
щелчок: появляется картинка Задание:
придумать
вопрос по картинке и задать его соседу
по парте (фото откалывающегося от
материка айсберга) Можно
вручить одинаковое количество баллов
обоим участникам
20 ФГП-10 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка Второй
щелчок: появляется верный ответ 21 Моря-1 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка
Второй
щелчок: появляется верный ответ
22 Моря-5 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка Второй
щелчок: появляется верный ответ
23 Моря-10 Первый,
второй и третий щелчки открывают
вопрос и картинки Четвертый
щелчок открывает верный ответ Цвета
на картинках могут послужить ключом
для верного ответа
24 Острова-1 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка Второй
щелчок: появляется верный ответ
25 Острова-5 "Кот
в мешке», звук и картинка появляются
автоматически. Означает «А что же
дальше?» по щелчку осуществляется
переход к следующему слайду
26 Разъяснение
раздела «Ресурсы Мирового океана»:
первый щелчок активирует надпись
«Ресурсы Мирового океана», второй
щелчок- блок «Природные ресурсы океана»
и три стрелки. Учитель разъясняет, что
всё многообразие природного богатства
океанов можно объединить в три группы.
Третьим щелчком открывается блок
«Биологические» (с картинками),
четвертым щелчком- блок «минеральные»
(с картинками), пятым щелчком- блок
«Энергетические» (с картинками)
Схему
можно записать в тетрадь
27 Учитель
рассказывает о сферах применения
биоресурсов океана (они появляются
поочередно по щелчку мыши)
Можно
записать в тетрадь
28 Учитель
рассказывает о минеральных ресурсах
океана:первые
два щелчка активируют надпись
«Минеральные ресурсы дна океана в
пределах шельфа», третий щелчок-
надпись «началось в последней трети
20 в.», четвертый и пятый щелчки- надпись
«Нефть, природный газ...»
Можно
записать в тетрадь
29 Учитель
рассказывает о железомарганцевых
конкрециях. Абзацы открываются
поочередно. Можно
записать в тетрадь
30 Рассматриваются
вещества, растворенные в морской воде.
Надписи открываются поочередно (всего
семь щелчков, восьмое- переход к
следующему слайду) Можно
записать в тетрадь
31 Учитель
рассказывает об энергетических
ресурсах океана. Переход к таблице
осуществляется по гиперссылке
«полушария»
32 Острова-10 Минутка
релакса. Все изображения сменяются
по щелчку мыши. Звук прибоя- автоматический.
Сигнал о завершении- большая картинка
(во весь слайд)
33 Растения
и животные-1 Первый
щелчок- появляются вопрос и картинки,
второй щелчок- ответ и звук гонга.
Учитель задает вопрос: «А почему
раздался такой звук? Что он может
означать?». Четвертый щелчок активирует
блок «27 февраля- Международный день
полярного медведя» Разработка
была представлена на фестивале уроков
географии в Международный день
полярного медведя (27 февраля), этим
объясняется такой элемент игры. Можно
переиграть его по-другому на усмотрение
учителя
34 Растения
и животные-5 Первые
два щелчка: появляется вопрос по
строкам Третий
щелчок: появляется картинка Задание:
придумать
вопрос по картинке и задать его
однокласснику (фото огромной волны) Можно
вручить одинаковое количество баллов
обоим участникам
35 Растения
и животные-10 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка Второй
щелчок: появляется верный ответ
36 Всего
помаленьку-1 Первый
щелчок: появляются вопрос и картинка Второй
щелчок: появляется верный ответ
37 Всего
помаленьку-5 Первый
щелчок: появляется вопрос. Второй
и третий щелчки: появляются верные
ответы Возможен
переход по гиперссылке к слайду 40 с
разъяснением термина «эндемики»
38 Всего
помаленьку-10 Первый
щелчок: появляется вопрос Второй
щелчок: появляются картинки с подсказкой Третий
щелчок: появляется верный ответ
После того
как все вопросы будут открыты (они
изменяют цвет), можно перейти к завершению
по нижней гиперссылке «полушария»
При переходе
к слайду 41 необходимо сразу щелкнуть
мышкой для появления надписи «Подведем
итоги». После этого необходимо произвести
подсчет баллов. Затем нажать на мышку
и появиться картинка со звуком и под
аплодисменты назвать победителей (можно
после каждой фамилии нажимать на значок
рупора и аплодисменты будут начинаться
заново).
Слайд 42
представляет собой завершение урока:
после первого щелчка появляется надпись
«Спасибо за урок» и музыка со звуком
моря. Затем, каждый щелчок откроет новую
картинку. После щелчка с исчезновением
надписи можно завершить урок (картинки
на слайде оставить)
|